Сретение владимирской иконы пресвятой богородицы 1395


С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери. 8 сентября Церковь постановила отмечать посвященный ей праздник.

Фото: 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Если верить древнему церковному преданию, чествуемая в начале осени каждого года икона Девы Марии имеет многовековую историю. Согласно этой версии автором святого образа является евангелист Лука. Он написал лик Божией Матери на обычной деревянной доске – части стола, за которым вкушали пищу Богородица, Иисус и праведный Иосиф. Увидев собственное изображение на доске, Дева Мария благословила последнее, сказав такие слова: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Долгое время икона эта пребывала в главном городе Израиля – Иерусалиме. После очутилась в Царьграде – византийской столице. В XII-м веке патриарх Константинопольский подарил святой образ святому князю Мстиславу, восседавшему на киевском троне. Так Владимирская икона Божией Матери оказалась в России. Ее поместили в Девичьей монастырской обители, которая располагалась в Вышгороде.

Миновало два десятка лет, прежде чем чудотворная икона очутилась во Владимире. Кстати, произошло это событие благодаря святому князю Андрею Боголюбскому. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе города. Отсюда и название святого образа Девы Марии: оно буквально имеет топографический характер.


Ученые не верят церковному преданию в вопросе истинного возраста чудотворной иконы. В результате исследований святой образ был датирован XII-м столетием н.э. Получается, Владимирская икона относится к периоду комниновского возрождения в византийском искусстве, в частности — живописи. На это указывает совпадение некоторых рисованных элементов, присутствующих на образе Богоматери, с теми, что использовали художники указанной живописной эпохи. С точки зрения искусства рассматриваемую нами икону Девы Марии можно смело назвать образцом византийской школы живописи. Написавший ее был мастером своего дела, поскольку ему удалось передать чувства и эмоции Пречистой так точно, что невозможно остаться равнодушным, взирая на святое полотно и изображенную на нем женщину.

Впрочем, в пользу церковного предания тоже выступают некоторые факты, правда, весьма спорные. Например, есть сведения о том, что чудотворная Владимирская икона Богоматери находилась в городе Иерусалиме до середины V-го века н.э. Чем не доказательство истинности мнения церкви в вопросе настоящего возраста православной реликвии?

Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Девы Марии москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

Фото: 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

При каких же обстоятельствах святой образ Пречистой оказался в столице и, тем более, почему его встречало множество народу? Объяснение дает история. В уже упомянутом выше 1395 году хан Тамерлан с полчищами своих воинов приблизился к Москве. Целью его был захват стольного града. Христианский народ сознавал, что недруги сильнее хотя бы в количественном отношении, потому уповали исключительно на помощь небес. Инициативу в этом плане в свои руки взял великий князь Московский Василий Дмитриевич. Он распорядился принести в Москву святой образ Божией Матери, хранившийся уже к тому времени во Владимире. Путь чудотворной иконы Заступницы был весьма продолжителен – он составлял 10 дней. По обеим сторонам дороги, преодолеваемой Владычицей, стояло множество людей. Каждый протягивал руки к иконе, взывая: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве святой образ Девы Марии ждал пышный прием. По такому случаю был организован торжественный крестный ход, на котором присутствовали представители городского духовенства, бояре, великий князь с семьей и, конечно же, обычные горожане. Встреча иконы состоялась на городских стенах, выходящих на Кучково поле, после чего святой образ народ проводил до Успенского собора Кремля.

Описанное выше событие имело место быть 26 августа 1395 года. Сретение Владимирской иконы Божией Матери сопровождалось великим плачем присутствующих, беспрестанными мольбами и причитаниями. Все это, несомненно, шло от сердца, потому как, во-первых, русский народ в то время отличался высокой богобоязненностью, а во-вторых, слишком силен был страх перед нашествием полчищ Тамерлановых. И неудивительно, что Богородица вняла идущим от столь огромного количества людей искренним просьбам о помощи и заступничестве.

В момент сретения чудотворной иконы на берегу Москвы реки хану и его воинам было тонкое видение, в котором враги Руси узрели, как с высокой горы спускаются святители, в руках у них – золотые посохи, а над ними парит женщина, окруженная сиянием ярких лучей света и сонмом Ангелов с огненными мечами. Интересно, что видение сие явилось не только татарам, но и русскому народу. И те, и другие несказанно удивились, а последние еще и в ужас неописуемый пришли. В итоге Тамерлан со своей шатрой бежал без оглядки.


По окончании этих событий чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже еще не раз Дева Мария защитила стольный град от недругов. Так, в 1408 году она избавила столицу через свой святой образ от набегов хана Едигея, в 1451 году – от нападения Мазовши, ногайского царевича, в 1459 – от посягательств на русскую землю хана Седи-Ахмета. В 1480 году народная молитва перед Владимирской иконой Божией Матери заставила изменить свое намерение попытаться завоевать Москву хана Ахмета, а в 1521-м то же произошло и с казанским ханом Махмет-Гиреем. Отдавая дань заступничеству Девы Марии, Церковь учредила целых три праздника, чествующих Владимирскую икону Божией Матери: кроме даты 8 сентября (26 августа по с.ст.), памятующей о спасении стольного града от хана Тамерлана в 1395 году, православные христиане отмечают также праздник 21 мая – защита Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году и 23 июня — память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.

Фото: 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

В День Сретения Владимирской иконы Богородицы в храмах нашей страны в рамках богослужений поют тропарь, прославляющий милость Пречистой к народу русскому и, в частности, к стольному граду и гражданам, его населяющим. Молитва эта пронизана светом благодарности, наполнена сердечной радостью.

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, 8 сентября

Вернуться к календарю Праздников

Икона Божией Матери Владимирская

8 сентября

Владимирская икона Божией матери, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла:

«Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона принесена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (по новому стилю 3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Добавить
комментарий
Распечатать

человек добавили Празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в личный календарь. Из них 574 мужчины и 368 женщин. Остальные свой пол не указали.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *