Нерукотворный образ спасителя


Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.

Фото: Спас Нерукотворный

Возникновение святого образа тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.

Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.


Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Нерукотворный Образ Мессии с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.

Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.

Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Нерукотворный Образ, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

Едесский (царя Авгаря) – 16 августа; Камулианский – дата явления 392 год; образ, что появился в эпоху правления императора Тиверия – от него получила исцеление святая Мария синклитикия; уже упомянутый выше Спас на керамии – 16 августа.

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Иисуса. Все они получали наименование «Спасских».


Фото: Спас Нерукотворный

Примечательно, что перед этой удивительной иконой творил в свое время молитву Дмитрий Донской, после того, как стало известно о нападении Мамая. С Куликовской битвы и до Первой мировой войны русские войска неизменно сопровождала Хоругвь с изображением Спаса. Такие полотна впоследствии стали называть «знаменами». Также подобные иконы украшали собой крепостные башни в качестве оберега города.

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Спас Нерукотворный, 29 августа, Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Вернуться к календарю Праздников

Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.

Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова. Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.

Слава Христа была настолько велика, что приходили к Нему даже из других стран. Вот и правитель г. Эдесса (на территории современной Турции) послал к нему человека с письмом. Авгарь был уже стал, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников, чтобы помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Рассказывает об этом случае также Ефрем Сирин.

Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика — поэтому он называется нерукотворным — потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона — еще при жизни Спасителя. Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.

После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей — он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк — Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.


Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» — истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) — легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.

Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия. Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.

Чаще всего встречается Спас на убрусе — лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Уникальность образа — в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты. Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций — возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».

Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный — его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи. Сама по себе она в первые века имела, в том числе, описательную функцию — библейские рассказы оживали перед глазами неграмотных христиан. К тому же книги, в том числе и Священное Писание, долгое время были очень большой редкостью. Также вполне понятно желание верующих иметь зримое воплощение Христа.

Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком. Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя — призывая каждого конкретного человека пойти за Собой. Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.

Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний — только не должны они быть высказаны со злостью…

Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:

о спасении души; о помощи близким; за детей; о крепком здоровье; о благосостоянии; о помощи в работе, любых мирских делах.

Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.

Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего — «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.

Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.

Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:

прозрел полностью слепой мужчина; помощь в подавлении бунта С. Разина; крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.; множество исцелений во время эпидемии холеры.

В годы революции чудотворный оригинал был утерян. На месте прежнего образа в настоящее время находится список.

Удивительный памятник российской культуры — Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г. Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».

Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Тропарь, глас 2 

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва 

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Икона Спас Нерукотворный — значение и в чем помогает was last modified: Июнь 5th, 2017 by Bogolub


В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.

Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю.

Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей. Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня. Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты. Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.

Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона «Спас Нерукотворный».

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца. Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города. Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада. На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили. Таким чудесным образом город избавила от врага икона «Спас Нерукотворный». Описание этого события донесло до нас Священное предание. Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой.

Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось. Всему Востоку было известно, что молитва иконе «Спас Нерукотворный» творит чудеса. Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.

В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.

Там в течении более трёхсот лет и находилась икона «Спас Нерукотворный». Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.

О дальнейшей судьбе образа информация противоречива. По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море. Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.

Изображение, появившееся на глиняной доске, закрывавшей нишу, в которой был замурован образ, стало причиной того, что теперь икона Спаса Нерукотворного представлена в двух вариантах. Существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе – платок), и без убруса – «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью. Надо заметить, что западная иконография представила ещё один тип этого образа. Он называется «Плат Вероники». На нём Спаситель изображён на плате, но в терновом венце.

Рассказ будет неполным, если не коснуться истории его появления. Этот вариант образа связан со Страстями Христовыми, а точнее, с эпизодом несения креста. По западной версии, святая Вероника сопровождая Иисуса Христа на его крестном пути на Голгофу, отирала Его лицо от капель крови и пота льняным платком. Пречистый лик Спасителя отпечатался на нём, сохранив черты, присущие Ему в тот момент. Поэтому в данной версии Христос изображён на плате, но в терновом венце.

Первые списки с иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь сразу после установления христианства. Это были, судя по всему, византийские и греческие копии. Из самых ранних, дошедших до нас образов данного иконографического типа можно назвать Новгородский Спас Нерукотворный. Автор иконы придал в нём лику Христа необыкновенную глубину и одухотворённость.

Особенностью древнейших икон подобной тематики является чистый фон, на котором изображён святой лик. Отсутствуют складки платка или фактурные детали глиняной доски (а в некоторых случаях кирпичной кладки), закрывавшей первоначальный образ. Все эти детали появляются не раньше второй половины 13-го века. Начиная с 14-15-го веков в русскую традицию входит изображать фигуры ангелов, держащих верхние концы платка.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *