Ухудшение памяти грозит не только пожилым людям: сейчас эта проблема близко знакома и людям трудоспособного возраста, и студентам, и даже школьникам.
Конечно, гораздо чаще проблемы с памятью беспокоят работающих людей: ведь им нужно столько «держать в голове», и даже ежедневники и календари помогают не всегда – зафиксировать вовремя нужную информацию тоже можно забыть. Почему память ухудшается, и как с этой проблемой бороться?
Виды памяти есть разные, но мы говорим о неврологической, или нервной памяти: благодаря ей мы запоминаем происходящие события и другую информацию. Центральная нервная система хранит не только информацию, которую можно выразить словами, но и наши эмоции, и впечатления. Однако нас, как правило, беспокоит то, что мы не всегда можем вспомнить телефоны и даты, имена и фамилии, а еще забываем сделать то, что необходимо: если память ухудшается все время, можно забыть даже о деловой встрече.
Фото: память ухудшается
Сначала стоит узнать о причинах, из-за которых ухудшается память: ухудшение памяти может быть вызвано любыми факторами, в том числе и серьезными заболеваниями. В этих случаях методы лечения определяет врач – невропатолог, психиатр или другой специалист. Если же речь идет не о серьезных провалах или амнезии, полной или частичной, а о непонятном ухудшении памяти, которая раньше не подводила, то с этим вполне можно справиться своими силами.
У большинства людей причины ухудшения памяти сегодня одни и те же.
Прежде всего, это психоэмоциональные расстройства: стрессы, тревожность, а потом и депрессия – человек почти все время находится в состоянии хронической усталости, и не может из него выбраться. После 40 лет это особенно опасно: память слабеет быстро, это вызывает беспокойство, и все становится еще хуже. Даже если вы не можете что-то вспомнить, лучше оставаться спокойным: полноценный отдых и положительные эмоции помогут улучшить положение. Отдыхая, можно решать логические задачи и головоломки, читать интересные книги, а вот просмотр бесконечных сериалов и ток-шоу вряд ли поможет избавиться от психоэмоциональных нагрузок.
Постоянная торопливость и привычка все делать в спешке приводят к тому, что рассеянность и забывчивость становятся нормой. Когда человек спешит, он не замечает, что именно он делает, и это снова становится поводом для стрессов: всем известно лихорадочное состояние типа «выключила ли я плиту», или «закрыл ли я гараж», потому что большинство повседневных действий выполняется нами «на автомате». Этот «автомат» надо отключить: учитесь все делать осознанно, и не разделяйте дела на мелкие и важные – следите за собой, за каждым своим дествием, и постепенно память начнет улучшаться.
Активный и здоровый образ жизни – отличное средство для восстановления и сохранения памяти. Не у всех есть время для того, чтобы заниматься фитнесом или просто ходить в спортзал, но вспомнить о режиме дня или прогулках на свежем воздухе может каждый. Старайтесь передвигаться пешком при любой возможности, а про алкоголь и сигареты забудьте: они ухудшают способность усваивать информацию, запоминать слова и образы.
Фото: память ухудшается
Многие специалисты говорят о нарушениях обмена веществ, нехватке никотиновой и фолиевой кислоты, а также других витаминов группы В. Эта причина ухудшения памяти – самая частая, и связана она с питанием. Большинство работающих людей питается, «как придется» — не по принципу полезности, а по другому принципу – чтобы было быстро, сытно и вкусно.
Описывать вред от фаст-фуда мы сейчас не будем – об этом сказано много, но напомним, какие продукты должны присутствовать в рационе постоянно. К счастью, таких продуктов немало, и обеспечить клеткам головного мозга нормальную работу можно без проблем – конечно, и от многих вредных привычек придется отказаться. Но здоровье важнее, не так ли?
Например, обычные яблоки, если есть их регулярно, помогут избавиться от недостатка железа и защитят клетки мозга от «нападений» свободных радикалов: содержащиеся в яблоках вещества помогают организму вырабатывать больше нейромедиаторов, необходимых для восстановления памяти, а также препятствуют накоплению холестерина в крови. Известно, что именно при избытке холестерина в сосудах образуются отложения и бляшки – кровоснабжение мозга ухудшается, и память ослабевает.
Полиненасыщенные жирные кислоты – это то, без чего нормальная деятельность мозговых клеток просто невозможна. Они есть в жирной морской рыбе, причем дорогую рыбу покупать не надо – подойдет обычная сельдь; в растительных маслах первого отжима, свежих орехах и семечках, листовых овощах, пророщенной пшенице. Среди листовых овощей своей полезностью выделяется шпинат – жаль, что у нас это растение не слишком популярно. Употребление шпината улучшает работу мозга и увеличивает устойчивость его сосудов к повреждениям.
Фото: память ухудшается
Необходимы и углеводы – не простые, которыми богаты белый хлеб и сладости, а сложные, из которых мозг будет получать питательные вещества – это крупы, бобовые и зерновые, овощи и несладкие фрукты, макароны из твердой пшеницы и печеный картофель. Хочется отметить и такой продукт, как топинамбур – он богат антиоксидантами, углеводами и витаминами группы В. Если вырастить и приготовить его правильно, блюда из него будут очень приятными на вкус.
Интересны также продукты из конопли – например, масло и конопляная каша. Сейчас о ценности этого растения, незаслуженно ставшего «притчей во языцех», начинают постепенно вспоминать: медики прошлого лечили коноплей множество болезней, в том числе эпилепсию, мигрени, рассеянный склероз, депрессию и расстройства сна. Конопляное масло можно купить в аптеке или магазине здорового питания, и добавлять его в блюда, как и любое другое.
Из приправ стоит выбрать розмарин и шалфей: первый снижает утомляемость мозга и улучшает способность к запоминанию, а второй восстанавливает в мозге баланс нужных химических веществ. Помогут и аромамасла, полученные из этих растений.
Из напитков самым простым выбором будут натуральный зеленый и черный чай в разумных количествах, и обычная негазированная вода – минеральная, родниковая, артезианская – в общем, чистая. Ведь в тканях мозга около 80% воды, а его обезвоживание приводит к неспособности хранить и воспроизводить информацию.
Специалисты отметили, что у людей, жалующихся на плохую память, почти всегда нарушена концентрация внимания. Любая информация или событие воспринимаются как бы вскользь, и изменить это восприятие нелегко.
Здесь отлично помогает постоянная тренировка памяти и внимания. К примеру, в книгах американского нейробиолога Л. Катца приводятся необычные методы, активизирующие эти процессы: они «вынуждают» разные отделы мозга действовать и создавать новые нейронные связи.
Простейшие упражнения: учиться ходить по квартире с закрытыми глазами, причесываться и чистить зубы левой рукой (для левшей – правой), освоить систему чтения по Брайлю, начать учить новый язык и т.д.
И всегда помните, что от любых проблем и неприятностей в любых ситуациях нас лучше всего защищают здоровый образ жизни и позитивное мышление.
Автор: Гатаулина Галина
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: память ухудшается, что делать если память худшается
Вернуться в начало раздела Здоровое тело
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье
Человеческая память – это удивительное явление природы. Память есть даже у самых простейших одноклеточных. Несмотря на это, только у людей постоянно ухудшается память. Как восстановить память человека? Об этом и многом другом читайте в нашей статье.
Память человека – это особое свойство головного мозга, которое помогает записывать, хранить и воспроизводить данные. Существует несколько теорий феномена памяти. Но до сих пор нет четкого понимая, почему запоминается информация. Конечно, будем надеяться, что ученые смогут раскрыть секрет человеческой памяти раз и навсегда.
Но есть научные доказательства и методики того, что память можно укреплять различными способами. Ученые проводили эксперименты с памятью человека, и пришли к выводу, что определенный вид памяти можно укреплять.
Когда мы стремимся что-то запомнить, мы не вспоминаем о памяти. Мы автоматически запоминаем звуки, запахи, цвета, эмоции и т.д. Память способна переработать огромный поток информации, и то, что мы хотим запомнить, для памяти не составляет никакого труда. Все что нам необходимо – это сосредоточиться свое внимание на какой-то стороне усиления памяти. Память можно разделить на три части:
Получение информации. Сохранение. Чтение из памяти.
Определите, где есть пробели, на какую часть памяти следует обратить больше внимания.
Всем, наверное, интересно знать, какая бывает память у человека. Итак, память бывает следующих видов:
Зрительная (это самая главная память), она отлично развита у художников. Слуховая. Отлично владеют ее музыканты. Словесно-логистическая. Хорошо развитая у философов, политиков и т.д. Эмоциональная. Считается самой прочной памятью. Ситуации, когда вас за что-то ругают, или вас обижают, мы запоминаем на всю жизнь. Двигательная. Хорошо развита у спортсменов.
Считается, что каждый человек может иметь лишь одну хорошо развитую память. Есть люди, которые лучше запоминают увиденное, есть те, которые хорошо запоминают записанное. В общем, есть много классификаций памяти, основные из них – это:
Визуальная. Слуховая. Моторная.
У психологов есть классификация генетической памяти человека – это совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов.
В спорте существует такое понятие, как мышечная память человека – это длительная перестройка мышечных клеток, которые вызваны физическими нагрузками. Они обеспечивают быстрое восстановление спортивной формы после длительного перерыва.
Как правило, память может, как усиливаться, так и ослабевать. Но это влияют разные факторы. Пожалуй, первый из них – это важность данных. Чем ценнее информация, тем лучше мы ее запоминаем.
Но почему же пропадает память у человека? У психологов есть свои предположения, почему забывается информация. Они это связывают с психологическими проблемами. Память также взаимосвязана с гормонами. Гинекологические проблемы и болезни негативно сказываются на памяти женщин. Также есть подтверждения врачей, что на память сильнее всего влияют гормоны щитовидной железы. При малейшем снижении гормона, память резко ухудшается. Для повышения уровня гормонов щитовидной железы, медики рекомендую применять витамины В2, цинк и йод. Многие люди пренебрегают этими правилами, поэтому все чаще страдают расстройствами памяти.
Потеря ясной памяти – это характерная черта людей в возрасте или сильно утомленных людей. Но если у вас есть такие проблемы, вы сможете с этим бороться. Люди преклонного возраста часто помнят события 10 летней давности, а что было сегодня начисто забывают. И в нужный момент, мы не можем вспомнить важную информацию. В этом случае, есть свои методики для тренировки памяти. Но прежде нужно проверить память человека, узнать, насколько она сильна. Сейчас есть множество тестов, с помощью которых можно выяснить все о вашей памяти. Для этого достаточно войти в интернет, ввести поисковую фразу «тест на проверку памяти», и успешно его пройти.
Как тренировать память человека? Существует множество методик, которые помогут улучшить память, это несложно. Вы сможете подобрать тот метод, который вам придется по душе. Память человека и ее возможности безграничны. Поэтому вы сможете тренировать память до бесконечности. Развитая память способна вместить огромное количество информации. Для восстановления памяти человека отлично подойдут кроссворды, рисование карт памяти, заучивания стихов и т.д. Способствуют развитию памяти также физические упражнения и туристические путешествия.
А чтобы сохранить память на долгие годы, достаточно вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться, ну и, конечно же, заниматься спортом.
Как вы видите, сохранить память под силу каждому человеку.
Если ваша память ослабела, нужно знать, как вернуть память человека. Вы можете заняться умственной деятельностью. Доказано, что при активных умственных нагрузках, память улучшается. Память непосредственно зависит от состояния здоровья человека. Умственные нагрузки отлично повысят память пожилым людям.
Очень часто мы забывает важные даты, события, имена и т.д. И в таких ситуациях у нас есть оправдания «я забыл».
Существуют специальные тренировки памяти, кроме того, нужно правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Но также существуют лекарства для памяти пожилым людям. Их большое множество. В аптеке вам посоветуют наиболее эффективные препараты. Среды них можно выделить:
Интеллан. Глициню. Витрум мемори. Пирацетам. Фенибут и другие.
Если вы допустили снижение памяти, важно знать, как восстановить память человека. Хотя, лучше всего, не допускать подобных проблем с памятью. К счастью, чтобы сохранить память на долгие годы, не требуется особых усилий. Будьте здоровы!
(средняя оценка:
из 5)
Если вы обратитесь к доктору с жалобой на ухудшение памяти, он, конечно же, назначит вам лечение в соответствии со стандартной схемой. Но вряд ли он побеседует с вами по душам и даст инструкции, как сохранить свою память до старости. Вы наверняка слышали, и, возможно, даже встречались с фактами пропажи людей. Случается, что люди, даже нестарые, вдруг забывают дорогу домой, не могут вспомнить, где живут их родственники, мало того — не могут назвать собственное имя. Они заходят в городской транспорт и едут в неизвестном направлении. А потом семья начинает поиск потерявших память родных, и длится он месяцами.
Большое количество детей, юношей и девушек сталкиваются с проблемой при запоминании информации. Сложно понять урок, вопросы и рассказы преподавателя не откладываются в голове, до дома дошёл и забыл, о чём шла речь на занятиях.
Вот и возникает вопрос: а можно ли в течении всей жизни сохранить хорошую память? Есть ли возможность улучшить её? Как квалифицированный специалист, могу с уверенностью заявить «Да».
Все органы, в том числе и головной мозг, имеют много степеней защиты. Сказать, что потенциал мозга бесконечен, невозможно. Ничего вечного нет, всё когда-нибудь кончается. Только вселенная бесконечна. Для того, чтобы активизировать биохимические и биофизические процессы, происходящие в головном мозге, необходима тренировка. Если не тренировать мышцы, предположим, на ногах, они станут дряблыми, постепенно атрофируются. То же самое происходит и с мозгом.
Наша задача – не позволять органам, системам организма и клеткам головного мозга простаивать. Как же это осуществить? Легендарные целители смогли найти ответ на этот вопрос. Доктора древних цивилизаций Индии, Египта, Китая, Греции рекомендовали своим больным ежедневно заниматься чем-нибудь новым. К примеру, читать, считать, решать головоломки и ребусы, заставлять мозг думать.
Приведу пример из своей практики. Примерно полгода назад ко мне на приём пришел достаточно обеспеченный мужчина: «Доктор, мне посоветовал к вам обратиться бывший ваш пациент. Тогда вы ему оказали помощь. Помогите и мне, пожалуйста». «Что вас беспокоит?» поинтересовался я.
«Что-то случилось с моей памятью. Я стал многое забывать. Я забываю имена – отчества важных для моей работы людей. Забываю обещания, которые сам же и даю, не помню и то, что обещали мне. Забываю о встречах и вопросах, которые хотел решить на них. После переговоров не могу вспомнить, о чём шла речь. Это так негативно отражается на моём бизнесе. Для меня это самая настоящая проблема» рассказал он мне.
Я ему, конечно, порекомендовал пройти обследование. После заняться лечением. Лечение, которое я ему посоветовал, заключалось в основном в том, чтобы нагружать головной мозг.
Заняться изучением иностранного языка, проводить тренинги для мозга – запоминать большие числа и незнакомые слова, появившиеся у нас из других языков, способом складывания ассоциативных цепочек. Ещё разгадывать кроссворды, сканворды. Мой пациент был явно разочарован такими рекомендациями. Он хотел, чтобы я выписал ему чудодейственные лекарства, приняв которые, он смог бы мгновенно восстановить память.
Я ему честно сказал, что препараты, помогающие улучшить память, существуют. Но они без тренировки мозга малоэффективны. Этим наш разговор и завершился. Конечно, мужчина сорока двух лет, преуспевающий бизнесмен, ожидал от меня только целебных пилюль.
Узнайте больше: 15 веществ, ускоряющих работу мозга и реально улучшающих память
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter
Спустя 6 месяцев ко мне обратился бывший пациент, который рекомендовал меня тому бизнесмену. И они пришли на приём вместе. Там-то мне и удалось предметно пообщаться с нашим героем. Из рассказа я узнал, что он родом из семьи крупного чиновника советских времён, благодаря чему заполучил большие средства и связи, они то и дали ему возможность начать свой бизнес и благополучно вести дела.
Образ жизни ему, конечно, здоровья не прибавлял. Наличие автомобиля освободило от ходьбы пешком. Соответственно, появился лишний вес. В режим дня физические нагрузки тоже не входили. Все удовольствия богатой жизни – стрессы, ночные развлечения довели до того, что началась бессонница, стала пропадать память.
А чудотворных пилюль ещё никто не выдумал. И вряд ли кто-то выдумает. Безусловно, есть препараты, которые обладают высокой эффективностью. Но они приносят пользу тем, кто способен понять, что ничего просто так не даётся. И здоровье за деньги не купишь.
Наш головной мозг так устроен, что его необходимо держать в тонусе. Перезагрузить его невозможно, так как он сразу даст понять: что-то не в порядке.
Так что же поможет нашему головному мозгу поддерживать его в нормальном состоянии? Вот эти несложные рекомендации:
-Прогулки пешком…. Проходить необходимо километров 6 – 8 в день.
— Употреблять витамины, в частности витамины группы B, в особенности витамин В-12 (цианокобаламин); надо учитывать, что люди после 45-47 лет испытывают недостаток в этом витамине, точнее, в той его форме, которая образуется после трансформации в организме цианокобаламина. Витаминную терапию надо проводить под наблюдением доктора, потому что при регулярном употреблении витамина В-12 повышается свёртываемость крови, что увеличивает риск образования тромбов в сосудах. Это особенно опасно для людей, страдающих ишемической болезнью сердца. Нехватка витамина В-12 у людей среднего возраста вызывает негативные процессы в головном мозгу, это и способствует ухудшению памяти.
Все люди – независимо от возраста, должны полноценно питаться, чтобы организм получал достаточное количество калорий, необходимые витамины и минералы, аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты и так далее. Для нормальной и плодотворной работы головного мозга нужны фрукты и овощи: яблоки, цитрусовые, всевозможные ягоды – садовые и лесные, бананы, виноград, морковь, томаты, картофель, растительные масла – кукурузное и подсолнечное. К сведению скажу: в томатах содержатся пектиновые вещества, органические кислоты, азотистые вещества, минералы (а именно марганец – микроэлемент, необходимый для людей, занятых умственным трудом ), витамины С, группы В (особенно В-1), РР (никотиновая кислота), витамин К, каротин (провитамин А).
Кстати, именно морковь значительно тормозит процессы старения, в том числе и в головном мозге. Также с давних времён использовали розмарин и можжевельник для улучшения умственной деятельности.
Приведу один чудесный рецепт, который очень полезен при бронхиальной астме, физическом и умственном истощении, одышке, желудочно – кишечных заболеваниях, слабости после тяжёлого заболевания, генерализованном атеросклерозе (причём, и при атеросклеротическом поражении сосудов головного мозга), для улучшении памяти.
Для приготовления лекарства нужны сосновые шишки, непременно собранные в мае(!), пока они не созрели. Будем готовить сосновый мёд. Для приготовления одного килограмма надо 70-80 шишек. В эмалированную посуду нужно поместить шишки, залить их водой (чуть больше одного литра) и варить один час. Готовность определяется, когда шишки прокалываются вилкой. Когда шишки стали мягкими, воду пора слить. Необходимое условие – используются именно недозревшие шишки. В противном случае они так и не будут прокалываться вилкой. В тёплый отвар нужно добавить один килограмм сахара и варить, пока сахар не растворится, затем добавить чуть-чуть лимонной кислоты, чтобы отвар не засахарился. Этот раствор хранится в тёмном прохладном месте в плотно закрытой посуде. Употреблять его нужно по одной столовой ложке три раза в день, запивая водой, за 30 – 40 минут до еды.
Также для улучшения памяти применяются сосновые почки, собранные ранней весной. Почки промывают и едят по две или четыре штучки 1 – 2 раза в день до еды. Это очень благотворно влияет на состояние памяти.
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
Недостаток витаминов, анемии; Астению; Частые вирусные инфекции; Черепно-мозговые травмы; Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает); Плохое зрение; Опухоли головного мозга; Психическое расстройство; Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств; Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела; Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения; Атеросклероз; Артериальная гипертензия; Дисциркуляторная энцефалопатия; Остеохондроз шейного отдела позвоночника; Вертебро-базилярная недостаточность; Черепно-мозговые травмы; Метаболические нарушения; Гормональный дисбаланс; Опухоли ГМ; Болезнь Альцгеймера; Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Феноменальная память или психическое расстройство?
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия); При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства); В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
Повышенная утомляемость. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение. Головные боли. Метеозависимость. Сонливость днем и бессонница ночью. Перепады АД, нарушения сердечного ритма. Приливы и другие вегетативные нарушения. Хроническая усталость, слабость.
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
Артериальная гипертензия. Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ). Атеросклеротический процесс. Начальная стадия шизофрении.
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз); Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось; Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал; Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня); Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях. Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова). Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах. Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают. Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте); Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога); Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают; Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм); Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей; Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений? Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.