Туризм
Египет – это уникальная страна с богатейшей историей и огромным количеством памятников культуры, являющихся объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. К одним из таких памятников относятся древний город Луксор и расположенная в близи египетская деревня Карнак. Вместе они представляют собой значимый экскурсионный центр в виде крупнейшего в мире музея под открытым небом, содержащего порядка одной трети мировых археологических памятников. Два храмовых комплекса – Луксорский и Карнакский были в своё время даже соединены аллеей сфинксов, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней в своём первозданном виде.
Территориально Карнак располагается на месте Фив — столицы Древнего Египта. Он считается самым большим в мире религиозным комплексом древних сооружений. Его строительство длилось в течение нескольких веков, начиная с правления Сенусерта I (1970-1934 гг до н.э.) и заканчивая предводительством императора Августа. Здесь можно найти следы разных периодов истории страны. При этом не существовало никакого единого плана застройки, просто каждый правитель считал своим долгом увековечить в Карнаке своё имя. «Гонка великолепий», только так, пожалуй, можно охарактеризовать принцип, которым руководствовались фараоны, когда воздвигали новые сооружения. Каждый из них стремился затмить своих предшественников и оставить свой собственный незабываемый след в архитектуре этого места. Надо отметить, что строительство Карнакского храмового комплекса не прекращалось ни во времена гражданских войн, ни во времена вторжений армий других государств.
Одни из построек разрушились естественным путём за столь длительное время существования этого комплекса, другие были разобраны правящими династиями последующих эпох и использованы при строительстве собственных храмов. К примеру, храм Сенусерта I, построенный из белого известняка, спустя пять столетий стал частью внушительного пилона Аменхотепа III и лишь впоследствии был блок за блоком извлечён оттуда современными археологами.
Центральным строением Карнака безусловно является храм Амон Ра – главного египетского божества. Десять пилонов и огромнейшие залы, разделённые многометровыми внутренними дворами, поражают своей масштабностью и величием. За пределами храма Амон Ра в хаотическом порядке располагаются многочисленные здания, обелиски, опоры и иные архитектурные сооружения, украшенные рисунками, надписями и барельефами. Барельефы (выпуклые изображения) – это вообще своеобразный исторический справочник, благодаря которому стала доступна и понятна определённая часть жизни Древнего Египта и его соседних государств.
Особое место в храме Амон Ра занимает гипостильный (то есть поддерживаемый колоннами) зал, общая площадь которого насчитывает более 5000 кв.м. Строительство зала относят к эпохе правлений Сета и Рамзеса II, фараонов так называемого периода Исхода, упоминание о которых присутствуют в библейском Ветхом Завете. Гипостильный зал хорошо сохранился до наших дней и открыт для посещений туристов. Потолок храма поддерживают 134 колонны высотой от 13 до 24 метров, что в последнем случае примерно равняется высоте восьмиэтажного здания. Высокие колонны находятся в центре и окружены по периметру более низкими, образуя тем самым первое сооружение, отдалённо напоминающее собор. Поражает и толщина колон, ведь для того чтобы обхватить любую из них понадобится как минимум шесть человек. При всей своей масштабности зал не угнетает и не создаёт чувства неловкости, наоборот, в нём появляется ощущение комфорта, спокойствия и гармонии, того, что и составляет важную часть мировоззрения древних египтян.
Храм Амон Ра, как и вся остальная часть Карнакского комплекса достраивался каждым правителем по своему усмотрению. Существенная роль в его создании принадлежит также женщине-фараону Хатшепсут, дочери Тутмоса I. По её приказу здесь были поставлены два обелиска, один их которых стоит и по сегодняшний день. Обелиск представляет собой 30-метровый гранитный монолит красного цвета в виде направленной вверх иглы. Оба обелиска были доставлены по Нилу из Асуана, что в 200 километрах от Карнака и на полировку каждого ушло около семи месяцев.
Помимо храма Амон Ра в Карнаке были построены и другие храмы, однако их размеры существенно меньше. На севере от центрального храма бога солнца располагаются святилища бога войны Монту, а на юге, на берегу живописного искусственного озера в форме подковы, стоят три храма, посвящённые жене Амон Ра богине Мут. К сожалению, они большей частью разрушены, однако даже их руины представляют собой впечатляющее зрелище. И, наконец, на западе Карнакского комплекса, немного обособленно от других религиозных строений, находится храм, построенный в честь бога луны Хонсу – сына Амон Ра и Мут. Его строительство длилось почти 12 столетий, и было завершено лишь при императоре Августе
По всему периметру Карнака в своё время была построена толстая и высокая стена с несколькими воротами, расположенными на определённом расстоянии друг от друга и ведущими к разным храмам комплекса. Одни из ворот были направлены в сторону Луксорского храма и украшены целой аллеей сфинксов. Большая часть этих монументов до сих пор находится под землёй, однако археологические раскопки не прекращаются и уже сейчас туристы могут любоваться некоторыми из них.
В начале прошлого столетия в ходе аналогичных археологических раскопок в Карнаке был найден некий тайник, в котором было обнаружено несколько тысяч бронзовых и каменных статуй, уникальных шедевров египетской культуры. Как оказалось, устанавливаемых век за веком статуй в определённый момент стало так много, что новым правителям просто не оставалось места для воздвижения собственных монументов, и они решили освободить занимаемое пространство, а сами скульпторы, видимо ценя свой труд и труд своих предшественников, создали специальный тайник, в который и складывали «ненужные» статуи