На юго-востоке Москвы находится самый крупный и наиболее любимый горожанами Государственный музей-заповедник «Царицыно».
В 1775 году в деревне Черная грязь началось строительство загородной царской резиденции. Указ о начале строительства издала императрица Екатерина II.
Вначале строительство усадьбы было поручено известному русскому зодчему В. И. Баженову. Он решил немного отступить от традиционного классического стиля и создать новый архитектурный ансамбль на основе асимметрии зданий. По задумке автора, он должен был состоять из нескольких небольших дворцов, оформленных в собственном стиле.
Первым был построен Фигурный мост. Он был похож на крепостные ворота с массивными башнями и окнами-бойницами. Это поистине уникальное сооружение российского зодчего XVIII века. В 1778 году были возведены Средний Екатерининский и Малый дворцы, которые предназначались для проживания императрицы.
В это же время было начато сооружение Большого дворца, в 1784 году — строительство Хлебного дома. Это здание предназначалось для хранения продуктов и приготовления пищи для императорского стола. Здесь же планировалось обустроить помещения для челяди.
После предварительного осмотра Екатерина II оказалась недовольна работой зодчего, и Баженов от работы был отстранен. Его место занял не менее известный архитектор М. Казаков. По распоряжению императрицы Большой дворец был полностью разобран.
Михаил Казаков старался многое сохранить из проекта Баженова, найти компромиссный вариант. С этой целью он оставил планировочную структуру дворцов, но дополнительно наложил на нее некое «готическое» убранство. В результате такого оригинального решения появился новый стиль — псевдоготика, специалисты чаще называют его «русская готика». Необходимо отметить, что это единственный дворец в Европе, выполненный в этом стиле.
Но мечте Екатерины II о новой резиденции не суждено было сбыться. При жизни императрицы дворец не был достроен. А в 1797 году, после ее кончины, строительство и вовсе прекратилось.
Уникальный дворцовый комплекс начал постепенно возрождаться лишь в конце прошлого столетия. В 1993 году это историческое место стало именоваться музеем-заповедником. Он был включен в список ценных памятников истории и культуры России.
Музей-заповедник «Царицыно» за последние годы изменился. Здесь с удовольствием отдыхают москвичи и многочисленные гости столицы. На посетителей производит сильное впечатление современный и ухоженный музейный комплекс, живописные пруды.
Музей-заповедник «Царицыно» прославился еще и тем, что в годы ВОВ в одном из домов, неподалеку от церкви Пресвятой Богородицы, жила старица Матрона Московская.
С этого сказочного места мы рекомендуем начать знакомство с музеем-заповедником «Царицыно». Парк начал формироваться в начале XVIII века.
Его основой был регулярный сад, отличающийся четкой геометрией насаждений и аллей.
В екатерининскую пору мода на них прошла, на смену пришли английские нерегулярные сады. Для организации такого насаждения в Царицыно в 1784 году был приглашён садовник из Лондона Френсис Рид.
Однако истинный расцвет Царицынского парка пришелся на начало XIX века. Для оформления были использованы различные «художественные затеи»: павильоны, беседки, мостики, гроты.
Огромную роль в создании парка сыграл И. В. Еготов – выдающийся архитектор.
К сожалению, в конце прошлого века парк находился в запущенном состоянии – он превратился в запущенный, не ухоженный лесопарк.
В 2007 году он был реставрирован. Его освободили от самосевных насаждений и сухостоя. На основе архивных документов и археологических раскопок была восстановлена историческая сеть дорожек и тропинок парка.
«Царицыно» — музей-заповедник, фото которого мы разместили в нашей статье, имеет два пруда — Верхний и Нижний Шипиловский. Они появились на территории усадьбы к середине XVII века, после строительства плотин на речках Язвенка, Городня и Черепишка.
На плотинах были сооружены мельницы. Пруды составили один гармоничный каскад с Борисовским прудом, который был создан еще во времена царя Бориса Годунова.
Сегодня Борисовский и Царицынские пруды считаются самыми старыми и крупными по протяженности и площади в современной столице.
Общая площадь водоемов превышает 180 га.
Многие гости приезжают в Музей-заповедник «Царицыно» чтобы увидеть именно это монументальное сооружение. Большой дворец возведен в 1793 г. Ф. М. Казаковым. Он был построен на месте старого дворца, который был построен по проекту В. И. Баженова.
Создавая новый дворец, Матвей Казаков столкнулся со сложной задачей. Необходимо было вписать новое строение в уже сложившийся ансамбль.
В конце XIX века со старого баженовского дворца сняли уцелевшие остатки крыши и полностью демонтировали покрытия башен. От дворца остались лишь стены.
Реконструкция дворца началась в 2005 году. За два года живописные руины, которые разрушались почти два века, превратились в музейный комплекс.
В 2007 году, состоялось открытие дворцового ансамбля.
В наши дни, восстановленный дворец, словно рождается заново. На основе замыслов М. Казакова был выполнен ажурный декор фасада здания.
Главный (Екатерининский) зал дворца, площадь которого превышает 300 кв. метров, имеет парадную лестницу и примыкающие к нему парадные гостиные, оформленные в стиле XVIII века.
Зал украшает великолепная статуя Екатерины II, выполненная из мрамора, работы А. Опекушина.
В остальных залах теперь располагаются выставки с участием различных московских музеев.
Это строение — одно из немногих зданий ансамбля в Царицыно, которое сохранило название со времен Баженова.
Малый Царицинский дворец – один из трёх, предназначенных для Екатерины II. Он был самым маленьким и уютным.
В 1804 году, когда Царицыно стало доступно для посещения публики, это здание было сдано в аренду французу Леканю, высланному из России в 1812 году, который организовал здесь «Кофейный дом».
К середине XX века от дворца остались лишь полуразрушенные стены.
Полностью реставрирован дворец был в 1996 году. Он стал частью музея-заповедника «Царицыно».
Построен архитектором В. И. Баженовым в 1778 год. Его назвали «Хлебный дом». В XIX веке здесь работала лечебница для крестьян, а позднее — земское училище. Затем комнаты в здании сдавали дачникам на летнее время. После Октябрьской революции и до 1970-х годов прошлого века, здесь размещались коммунальные квартиры.
В начале 2006 года Хлебный дом был реставрирован. Сегодня это основное здание для проведения тематических выставок.
На территории заповедника есть уникальное сооружение, которое неизменно привлекает внимание гостей комплекса. Речь идет о «Поющем фонтане». Его диаметр – 55 метров. Фонтан состоит из 807 струй, которые под звучащую мелодию синхронно поднимаются на высоту до 15 метров. Подсветка насчитывает 3312 светильников. Фонтан работает только весной и летом.
Музей-заповедник «Царицыно», адрес которого ул. Дольская, д. 1, всегда рад гостям. Проще всего доехать в музей, воспользовавшись метро. Необходимо доехать до станции «Царицыно». Выйдя на улицу, следует идти прямо, и через минуту перед вами предстанет Музей-заповедник «Царицыно». Как добраться сюда, вы теперь знаете, так что не откладывайте поездку.
Музей-заповедник «Царицыно» работает каждый день с 11.00 до 18.00. Парк можно посмотреть с 6.00 до 24.00 часов. В субботу режим работы продлевается на один час. Кассы закрываются за час до окончания работы комплекса.
Бесплатно вы можете войти на территорию парка. «Царицыно» (музей-заповедник) цены на билеты устанавливает вполне приемлемые — единый билет для осмотра Хлебного дома и Большого дворца — 350 руб. Учащиеся, дети до 12 лет, инвалиды, многодетные родители, пенсионеры оплачивают 50 руб.
И еще один совет. Всем, кто желает посетить Музей-заповедник «Царицыно», карта с указанием достопримечательностей комплекса обязательно понадобится. Купить ее можно в павильоне у Главного входа.
Красота и ЗдоровьеТуризм
Парк Царицыно часто воспринимают лишь как место для отдыха. Живописные виды, изумительный архитектурный комплекс, аллеи, дорожки, пруды, фонтаны и скульптуры – все это, несомненно, радует глаз. Сейчас на территории парка довольно развита инфраструктура. Есть кафе, рестораны и развлекательные заведения. Однако, это место создано не только для развлечений. Экскурсия по Царицыно может стать настоящим экскурсом в историю. Парк и усадьба таят в себе массу тайн и даже мистических явлений.
Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе.
В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский. В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I.
Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле.
Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства.
На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей.
Основу усадьбы составляет Большой Царицынский дворец. Он представляет собой два массивных крыла, соединенных галереей. Одно крыло должно было принадлежать Екатерине II, а второе – ее сыну, цесаревичу Павлу. Галерея довольно массивна и выглядит как главный элемент здания, если смотреть на него спереди. Готический облик дворца наилучшим образом подчеркивают строгие башни, расположенные по углам сооружения. В то же время в его архитектуре проглядывают элементы, характерные для классицизма, получившего популярность в конце 18 века. Красно-белое оформление дворца и множество декоративных элементов напоминают кремлевскую архитектуру. Поэтому Большой Царицынский дворец – это сооружение, вобравшее в себя сразу несколько архитектурных стилей. Стоит отметить, что такое сочетание не привело к какофонии во внешнем облике, но слилось в единый гармоничный облик монументального сооружения. Реставраторы постарались воссоздать облик дворца времен Екатерины II. Однако, один элемент никак не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Дело в том, что здание имело временную крышу, выкрашенную в мрачный черный цвет. За это местные жители очень не любили дворец, называли его гробом великана, катафалком и темницей. Поэтому реставраторы решили внести свою лепту в облик дворца. Сейчас его крыша выкрашена в светлый цвет и украшена декоративными элементами.
Об архитектурном облике резиденции Екатерины II можно говорить долго. Но еще лучше увидеть все постройки Царицына своими глазами – и удивительный Малый дворец, удачно вписанный в форму холма, и баженовский Хлебный дом, украшенный эмблемами каравая и солонки, и Фигурный мост, поражающий обилием декоративных элементов, и Оперный дом, и кавалерийские корпуса, и многое другое.
Парк Царицыно – это любимое место для отдыха многих москвичей. Приезжают сюда и гости столицы – полюбоваться на архитектуру, отдохнуть в тени лип и берез, погулять по прекрасным аллеям. Он так же, как и основные постройки, был восстановлен после длительного запустения. В парке есть несколько мест, которые обязательно нужно осмотреть. Среди них – павильон Миловида, выполненный в античном стиле. Это открытая сводчатая галерея, которую поддерживают колонны. Она украшена фигурами сфинксов, статуями вакханок и богинь – Венеры и Авроры. Миловида находится на пересечении многих аллей парка, в том числе Глухого проспекта и Утренней дорожки.
Еще одно интересное сооружение парка – это Башня-руина. С конца 18 по начало 19 веков была особая мода на постройки, которые внешним видом походили на руины. А это сооружение было возведено по указу Екатерины II. Императрица увидела башню на рисунке вельможи, который путешествовал к Ионическим островам и сделал несколько набросков. Эта постройка выполнена из грубо обтесанного камня, кладка выполнена нарочито небрежно. На вершине башни находится смотровая площадка, к которой ведет так называемая «чертова лестница». Это название она получила за свое коварное свойство – взобраться по лестнице было легко, а вот спуститься – довольно сложно. Не одну травму получили гости Царицына, пытаясь спуститься с Башни-руины, будучи при этом «под хмельком».
Пожалуй, самое романтическое место парка – это павильон Нерастанкино. Само название навевает о мыслях о любви и разлуке. Вместе с тем в старинных документах это место носит название Миростанкино. Дело в том, что неподалеку находятся древние могильники вятичей. Возможно это сооружение, выполненное в стиле классицизма, было призвано напоминать о том, что о бренности всего сущего. От павильона идет склон, который ведет к Верхнему пруду с островом, на котором можно увидеть арку-руину. Остров называют Русалочьим, а арку – Русалкиными воротами. Возможно, такое название связано с одним из развлечений Екатерины II. Императрица любила всевозможные представления и приказала устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Представления проходили на острове. К нему был подведен незаметный ход, по которому шли девушки, чтобы внезапно появиться на острове и поучаствовать в представлении. Такая задумка пришлась по вкусу императрице.
Весь парк разбит вокруг каскада прудов, которые, несомненно, придают особое очарование бывшей царской резиденции. Ажурные мостики, островки, водная птица – эти виды вызывают умиротворение. Самым красивым считается Верхний пруд, именно на нем находится Русалочий остров. По берегам располагаются несколько лодочных пристаней. На среднем пруду находится довольно большой остров. Неизвестно, для чего он использовался при императрице, но сейчас в его излучине построен прекрасный светодинамический фонтан.
Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.
Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье
Ежегодно в Москву приезжают тысячи туристов из всех уголков нашей Родины и из-за границы. А что же можно посмотреть в Москве туристу и куда сходить местному жителю? Вопреки расхожему мнению туристическая Москва не заканчивается Кремлем, а наоборот с него начинается. В Москве много прекрасных и удивительных мест для прогулок. Царицыно это одно из таких мест. Сюда можно приехать в рамках дневной экскурсии, просто прогуляться теплым летним вечером или посетить музейную часть Царицыно, если вы хотите полюбоваться усадьбой не только снаружи, но и внутри.
Парк Царицыно считается заповедной зоной, поэтому на ее территории действует ряд правил, которые должен соблюдать посетитель. Вход в парк Царицыно запрещен с животными и на велосипедах. Подробно правила поведения в парке можно изучить на официальном сайте музея-заповедника Царицыно.
Рядом с парком Царицыно находятся сразу две станции метро «Царицыно» и «Орехово». И если в случае с парком в Коломенском не так важно откуда начинать осмотр территории, то с Царицыно такой подход не пройдет. Как и в театр, который начинается с вешалки, в парк Царицыно лучше входить через главный вход, не полезете же вы в театр через черный ход, он тоже приведет куда надо, но как же красная ковровая дорожка?!
Центральный вход в парк Царицыно расположен рядом со станцией метро «Царицыно». От станции нужно пройти под железнодорожным мостом и вот мы на месте. А вот после осмотра всей территории уехать из Царицыно можно со станции «Орехово», она расположилась совсем рядом с выходом из парка. Территория парка настолько огромна, что после прогулки по парку и осмотра музейных экспозиций сил на возвращение к метро «Царицыно» может и не остаться.
Пройдя в ворота, будто оказываешься в сказке. Вход в парк отделяет нас от реальности и из суетливого мегаполиса переносит нас в XVIII век. Конечно это фигура речи и как клумбы не подстриги все равно не поймешь в какой век перенесла нас машина времени, это узнается потом, когда мы доберемся до дворцово-паркового ансамбля Царицыно. А пока приятный аперитив.
Перед нашим взором предстает красивая композиция в виде Среднего Царицынского пруда с маленьким насыпным островком в виде подковы, на котором расположился светомузыкальный фонтан. К фонтану ведут два моста, а вокруг самого фонтана установлены скамейки, чтобы вечером можно было с удобством наслаждаться красотой подсвеченных струй воды. В полуденный же зной находится на солнце очень трудно, а возле фонтана совсем нет зелени, зато тени деревьев хватает вокруг самого пруда.
Мы огибаем пруд справа, таким образом, что Средний Царицынский пруд остается слева, а справа становится видна гладь Верхнего Царицынского пруда.
В этой части пруда расположился маленький островок называемый Птичьим островом. Таких островков на Верхнем Царицынском пруду еще два, а сам пруд весьма большой, пройти вокруг него будет проблематично.
Верхний и Средний пруды разделены плотиной.
Дальше по улице Воздушной мы направляемся прямиком к самому интересному, к дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Чтобы попасть к дворцу Царицыно нужно пройти под Фигурным мостом, или взойти на него, для этого рядом есть лестница. Фигурный мост является одной из ранних построек в Царицыно, а его архитектором был Василий Иванович Баженов, который строил для императрицы Екатерины II и этот мост и весь дворцовый ансамбль.
Мост был поставлен на пересечении главных въездов в усадьбу Царицыно, таким образом его можно расценивать как ворота в усадьбу, а затейливая архитектура придает ему вид настоящего оборонительного сооружения с башнями и бойницами. До наших дней мост дошел практически в целости и сохранности, так что смотря на мост мы видим его именно таким, каким его замыслил и построил Баженов.
Слева от моста находится здание Третьего Кавалерского корпуса и храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Первая церковь на этом месте появилась в 1683 году, в последствии деревянное здание было заменено каменным. Последний раз храм перестраивали в 1765 году.
Чуть дальше расположен Большой мост через овраг. Строительство Большого моста осталось незавершенным Баженовым, императрица отстранила его от постройки своей резиденции раньше, чем мост был достроен. Достроили его только в XIX веке.
Если вернуться к Фигурному мосту и идти по нему направо, то огибая главный дворец, мимо Полуциркульного дворца и Оперного дома, мы выйдем к Виноградным воротам. Изначально ворота назывались Фигурными. Название Виноградные появилось в XX веке благодаря затейливому декору, напоминающему гроздь винограда, нависшему над пролетом ворот. Ворота служат условной границей между парковой зоной и архитектурным ансамблем. Еще они завершают сложившуюся перспективу между Большим и Средним мостами.
Ну а пройдя под Фигурным мостом мы оказываемся в амфитеатре архитектурного ансамбля Царицыно. Перед Большим дворцом расположено несколько фундаментов. Справа от дворца фундаменты Камер-Юнфарского корпуса.
А перед Большим дворцом Царицыно фундамент Большого Кавалерского корпуса, построенного Баженовым в 1784 году и разобранного вторым архитектором Екатерининского дворца Казаковым в 1795 году.
Слева от Большого дворца Первый Кавалерский корпус, построенный все тем же Баженовым.
Но главной жемчужиной всего ансамбля несомненно является сам Большой дворец. Дворец с историей разрушения. Проект Царицынского ансамбля был одобрен, и в 1776 году началось грандиозное строительство растянувшееся на десятилетие. Проект шел тяжело, Баженову даже приходилось брать кредиты на свое имя, чтобы закончить строительство. Екатерина II осматривала постройки в 1785 году и ее вердикт оказался сокрушительным для Баженова. Дворец императрице не понравился категорически. Екатерина приказала разобрать дворец. Новым архитектором был назначен Матвей Казаков, ученик Баженова, который принялся за строительство нового дворца. Строительство проходило тяжело и долго. Екатерина II скончалась в 1796 году, когда строительство Царицынского дворца было завершено на черновом уровне.
С этого момента и начинается история увядания Царицынского дворца. Ни одному из наследников престола дворец не приглянулся и царской резиденцией Царицыно так и не стало.
Большой дворец соединен с Хлебным домом галереей с аркой.
Перед Хлебным домом установлен памятник двум архитекторам, работавшими над строительством Царицынского архитектурного ансамбля Баженову и Казакову.
Здесь же расположен вход в музей Царицыно. Вход во внутренние помещения дворца осуществляется через подземные ходы, таким образом с улицы дворец полностью запечатан. На официальном сайте музея Царицыно можно почерпнуть всю нужную информацию связанную с графиком работы музея и цен на билеты.
В первом же зале музея установлен макет дворца, демонстрирующий то состояние здания, в котором оно досталось реставраторам. Заброшенный, нежилой, дворец напоминал острог. В 1816 году о нем так и отозвался писатель Николай Карамзин: «Дворец похож на темницу».
В Большом дворце располагается как постоянные экспозиции, так и временные. И если временные экспозиции фотографировать запрещено, то постоянные выставки фотографировать можно, само собой без вспышки и без использования штатива. В начале осмотра нас встречает зал с археологическими находками, обнаруженными на территории Царицыно.
Еще одна интересная выставка это «Серебряная кладовая» дворца. Здесь представлены ювелирные изделия начиная с XVI до XIX века знаменитых ювелирных мастеров и ювелирных мастерских.
Кроме экспозиций можно насладится просто прогулкой по отреставрированным помещениям дворца. Правда будет трудно представить как здесь жили и веселились, потому что здесь никогда не играла музыка и не прошел ни один бал.
А из окон дворца открываются чудесные виды на территорию перед дворцом.
Екатерининский зал самый роскошный зал Большого дворца. После реконструкции он стал главным залом дворца и был назван в честь идейной вдохновительницы строительства императрицы Екатерины II. Паркетный пол, хрустальные люстры, лепной декор делают Екатерининский зал восхитительным.
Главным украшением зала служит статуя императрицы из мрамора, весом 3 тонны. Эта статуя украшала зал Московской городской Думы и чудом уцелела после революции 1917 года.
Вдоволь нагулявшись по Большому дворцу, на детальный осмотр всех экспозиций дворца ушел не один час, мы перебрались в Хлебный дом. Хлебный дом получил свое название в XIX веке по горельефам на фасаде дома — каравай хлеба с солонкой. За спинами архитекторов Большого дворца видны горельеф и вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль).
Здание имеет форму куба с внутренним двором, куда должны были въезжать повозки с припасами еды. Завершить свой замысел Баженов не успел, по изложенным выше причинам, а стеклянный купол над Хлебным домом появился только в 2005 году, превратив внутренний двор в атриум.
Выходим из музейного комплекса тем же путем, которым в него и заходили.
Мы оказываемся в парковой зоне ландшафтного музея-заповедника Царицыно. Территория его просто огромна, по ней можно гулять не меньше, чем по самому музею. Но скучать в парке не придется, ведь кроме восхитительной природы здесь расположено много рукотворных достопримечательностей.
И хоть встречаются порой в парке информационные стенды с картой местности, потерять ориентир очень просто. Хорошо, что хоть людей здесь и меньше, чем в парадной части заповедника, они все же встречаются и выход можно спросить у них. Мы же пошли гулять куда глаза глядят.
И первая достопримечательность до которой «догуляли наши глаза» был павильон «Нерастанкино». Павильон построенный в 1804 году служил для отдыха прогуливающихся по парку. Это же назначение «Нерастанкино» выполняет и сейчас, в нем спасаются гуляющие от полуденного зноя и отдыхают от изнурительных пеших переходов.
Недалеко от павильона можно увидеть скульптуру Дриады. В парковой зоне можно найти несколько похожих скульптур.
Дальше наши ноги донесли нас до Башни-руины, сооружение возведено в декоративных целях в том же году, что и павильон «Нерастанкино».
Кроме описанных выше, нами в Царицынском парке остались незамеченными следующие достопримечательности: павильон «Миловида», ротонда «Храм Цереры», несколько декоративных мостиков и статуй. Тем интереснее вам будет гулять по красивейшему парку.
Гулять по историческим местам не только приятно с эстетической точки зрения, при условии что эти исторические места отреставрированы и приведены в порядок, но и полезно для общего развития. Например кроме истории самого архитектурного ансамбля Царицыно, любопытно будет узнать следующее. Первые упоминания о месте, которое мы знаем как Царицыно, уходит корнями к XVI веку. В те далекие времена эти места носили название Черная Грязь. Впоследствии это название получила усадьба, которую возвели бояре Стрешневы. Сменялись ее владельцы и в марте 1683 года ее владельцем стал внук Ивана Стрешнева — Алексей Голицын, чей потомком Лев Сергеевич Голицын стал главный виноделом Удельного имения Абрау-Дюрсо. Последним владельцем, у которого Екатерина II выкупила имение для строительства на нем дворца был Сергей Дмитриевич Кантемир.
Очень приятно, что такие места как музей-заповедник Царицыно вызывают живой интерес к родной истории, желание видеть и познавать места, где мы живем.
Адрес: Россия, Москва, район Орехово-Борисово Северное (станции метро Орехово, Царицыно, Домодедовская)
Начало строительства: 1776 год
Основные достопримечательности: Большой мост через овраг, Фигурный мост, Кавалерские корпуса, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Хлебный дом (Кухонный корпус), Большой дворец, Арка-галерея, Малый дворец, Средний дворец (Оперный дом), Фигурные (Виноградные) ворота, Оранжерейный мост
Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков
Координаты: 55°36’58.1″N 37°40’55.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Усадьба Царицыно – красивый памятник старины, отражающий историю и культуру Москвы XVIII–XIX веков. Находится она на юге города, на улице Дольской. Ранее в этом районе располагалось село Черная Грязь. В 1663 году оно стало собственностью семьи Стрешневых, а впоследствии – Голицыных. Вскоре после того, как был раскрыт заговор царевны Софьи, село конфисковали у бывших владельцев, и сам Петр I передал его князю Димитрию Кантемиру.
Общий вид на усадьбу Царицыно
Новый владелец сразу же приступил к реконструкциям. Вместо обветшавшего храма в имении построили однокупольную каменную церковь, освященную в честь иконописного образа «Живоносный Источник». Кроме того, был разработан проект, и начато строительство дворца. Через короткое время в парковой зоне появилось необычное деревянное сооружение, выполненное в традициях китайской архитектуры.
Большой дворец
В 1775 году князь Кантемир продает свою усадьбу российской царице Екатерине II, которая называет свое приобретение «Царицыно». Работы по созданию новой резиденции она поручила самому знаменитому зодчему России — Василию Ивановичу Баженову. На основании пожеланий императрицы он разработал два варианта проекта перестройки усадьбы, один из которых получил высочайшее одобрение.
Хлебный дом (Кухонный корпус)
Прошло 10 лет. Екатерина II прибыла в усадьбу, когда строительные работы уже завершались. Сооружения знаменитого архитектора ей совершенно не понравились, и она отдала приказ об их демонтаже. Продолжить возведение усадьбы поручили архитектору Матвею Федоровичу Казакову, и он в течение последующих 10 лет занимался строительством нового дворца. Однако, императрица так и не жила здесь. Когда она умерла, строительство остановилось. В незавершенном виде через несколько лет здания начали превращаться в развалины.
Малый дворец
Почему же дворец постигла такая печальная участь? Как гласит древняя легенда, обиженный Баженов заплатил молдавскому колдуну-цыгану Ионэ золотом за то, чтобы тот наложил заклятие на усадьбу Екатерины II, забраковавшей его архитектурное творение. И колдун после выполнения своей работы пообещал Баженову, что дальнейшие попытки по возведению дворца никогда не увенчаются успехом. И действительно, дворцовый комплекс с царским названием так и не был завершен.
Средний дворец (Оперный дом)
Времена перемен настали с переходом усадебного участка во владение императора Александра I. Ведение всех работ по его обустройству доверили Экспедиции Кремлевского строения, а главным начальником был назначен П.С. Валуев. И вновь работы проводились в течение десятилетия. Когда они были закончены, территория усадьбы Царицыно значительно преобразилась. Были приведены в порядок Английский сад и великолепные оранжереи, плотину и пруд восстановили, а в парке появились разнообразные павильоны, изящные мосты и выстроенные под старину гроты. За счет обустройства купален в прудах теперь можно было купаться.
В 1803 году здание Третьего Кавалерского корпуса превратилось в гостиницу. Здесь останавливались гости Москвы, желающие оценить красоту Царицыно. С того времени усадьба вновь вызвала интерес знатной и благородной публики, которая искала новые места для отдыха и развлечений.
Фигурные (Виноградные) ворота
В конце XIX столетия царицынская усадьба стала самым посещаемым дачным местом Москвы. Старинное поселение Черная Грязь превратилось в дачный поселок с названием «Новое Царицыно». В свое время здесь отдыхали популярные писатели и поэты Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Бунин, Федор Иванович Тютчев и Антон Павлович Чехов. К 1890 году Царицыно состояло из более чем двухсот дач, а в начале прошлого века их количество перевалило за тысячу.
Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник
В 1920-е годы дворец и парк оказался во владении «Главнауки», а позже превратился в музейный подотдел, ведал которым Московский городской отдел образования. В 1993 году усадьбе был присвоен статус музея-заповедника.
Сегодня усадьба — крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы. В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты.
Первый Кавалерский корпус
Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий» фонтан, который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу. Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.
Второй Кавалерский корпус
Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.
В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.
Третий Кавалерский корпус
Казаков возвел Большой Царицынский дворец на месте демонтированных корпусов Баженова, но лишь немного отступил от замысла первого зодчего. Дворцовое здание состоит из двух крыльев квадратной формы. Правое предназначалось для покоев императрицы, левое – для цесаревича Павла. Несмотря на то что во внешнем облике дворца заметны черты псевдоготики, архитектурное решение главного сооружения усадьбы не отступает от канонов классицизма. Это проявляется в уравновешенности пропорций, строгой симметрии, монументальности и трехчастном делении фасадов. Завершения дворцовых башен напоминают башни Московского Кремля.
Фигурный мост
Еще одна сохранившаяся до наших дней масштабная баженовская постройка — Хлебный дом, который еще известен под именем «Кухонного корпуса». Такое название появилось из-за двух эмблем, напоминающих каравай хлеба и солонку. Над ними размещен интересный вензель, который состоит из букв «Х» и «С». Его обычно расшифровывают, как «хлеб» и «соль». Буква «С» похожа на калач, «Х» – на скрещенные линейки, намекающие на то, что Баженов принадлежал к масонству. Работая над Хлебным домом, русский зодчий показал себя настоящим знатоком кулинарных технологий. Согласно его проекту в здании находилось 8 кухонь. Сегодня в Хлебном доме размещаются все основные музейные экспозиции усадьбы.
Большой мост
В Царицыно имеется и святыня – храм, освященный в честь иконописного образа Божией Матери «Живоносный Источник» (1722 год). Он стоит на севере придворцовой площади. Интересно, что старинный храм – единственная постройка, сохранившаяся от первого, кантемировского имения, которую архитектор Баженов решил включить в свой дворцовый ансамбль.
В 1750-1760-е годы церковь реконструировали, добавив к ней северный придел в честь великомученика Дмитрия Солунского. В 80-е годы XIX века храм перестраивался еще раз. Благодаря умелым действиям зодчего П.Н. Лавина, святыня с южной стороны пополнилась приделом, а ее трапезную расширили. Претерпела изменения также и колокольня храма.
Галерея с аркой
С XVIII века сохранился Большой мост, проложенный через глубокий овраг. Несмотря на свое утилитарное предназначение, он богато декорирован. Стрельчатые арки, украшающие его центральную часть, копируют порталы готических соборов. Зигзагообразный орнамент, словно «подпоясывающий» карниз, розетты и люкарны создают уникальную декорацию. Баженов наделил мост большим количеством масонских символов.
После осмотра дворцового комплекса можно прогуляться по Царицынскому парку. Работы по его разбивке начались еще в 1775 году. В то время парк засадили сибирскими кедрами и лиственницами. За ведение работ по обустройству паркового участка отвечал Баженов. В бывшей кантемировской усадьбе преобладали березы. Баженов не стал вырубать Березовую аллею усадьбы, а сделал ее главной осью своего ансамбля.
Памятник архитекторам Василию Бажену и Матвею Казакову
В усадебном парке с XI-XII веков сохранились курганы-могильники вятичей. Первые исследовательские работы по их изучению проводились в XIX столетии под руководством И.Е. Забелина. Дополнительные археологические раскопки прошли здесь в 1944 году. Специалисты нашли в курганах много необычных предметов, в числе, уникальных орудий труда. Позже эти находки стали основой археологической коллекции музея-заповедника.
Достопримечательности Москвы