Ухудшение памяти грозит не только пожилым людям: сейчас эта проблема близко знакома и людям трудоспособного возраста, и студентам, и даже школьникам.
Конечно, гораздо чаще проблемы с памятью беспокоят работающих людей: ведь им нужно столько «держать в голове», и даже ежедневники и календари помогают не всегда – зафиксировать вовремя нужную информацию тоже можно забыть. Почему память ухудшается, и как с этой проблемой бороться?
Виды памяти есть разные, но мы говорим о неврологической, или нервной памяти: благодаря ей мы запоминаем происходящие события и другую информацию. Центральная нервная система хранит не только информацию, которую можно выразить словами, но и наши эмоции, и впечатления. Однако нас, как правило, беспокоит то, что мы не всегда можем вспомнить телефоны и даты, имена и фамилии, а еще забываем сделать то, что необходимо: если память ухудшается все время, можно забыть даже о деловой встрече.
Фото: память ухудшается
Сначала стоит узнать о причинах, из-за которых ухудшается память: ухудшение памяти может быть вызвано любыми факторами, в том числе и серьезными заболеваниями. В этих случаях методы лечения определяет врач – невропатолог, психиатр или другой специалист. Если же речь идет не о серьезных провалах или амнезии, полной или частичной, а о непонятном ухудшении памяти, которая раньше не подводила, то с этим вполне можно справиться своими силами.
У большинства людей причины ухудшения памяти сегодня одни и те же.
Прежде всего, это психоэмоциональные расстройства: стрессы, тревожность, а потом и депрессия – человек почти все время находится в состоянии хронической усталости, и не может из него выбраться. После 40 лет это особенно опасно: память слабеет быстро, это вызывает беспокойство, и все становится еще хуже. Даже если вы не можете что-то вспомнить, лучше оставаться спокойным: полноценный отдых и положительные эмоции помогут улучшить положение. Отдыхая, можно решать логические задачи и головоломки, читать интересные книги, а вот просмотр бесконечных сериалов и ток-шоу вряд ли поможет избавиться от психоэмоциональных нагрузок.
Постоянная торопливость и привычка все делать в спешке приводят к тому, что рассеянность и забывчивость становятся нормой. Когда человек спешит, он не замечает, что именно он делает, и это снова становится поводом для стрессов: всем известно лихорадочное состояние типа «выключила ли я плиту», или «закрыл ли я гараж», потому что большинство повседневных действий выполняется нами «на автомате». Этот «автомат» надо отключить: учитесь все делать осознанно, и не разделяйте дела на мелкие и важные – следите за собой, за каждым своим дествием, и постепенно память начнет улучшаться.
Активный и здоровый образ жизни – отличное средство для восстановления и сохранения памяти. Не у всех есть время для того, чтобы заниматься фитнесом или просто ходить в спортзал, но вспомнить о режиме дня или прогулках на свежем воздухе может каждый. Старайтесь передвигаться пешком при любой возможности, а про алкоголь и сигареты забудьте: они ухудшают способность усваивать информацию, запоминать слова и образы.
Фото: память ухудшается
Многие специалисты говорят о нарушениях обмена веществ, нехватке никотиновой и фолиевой кислоты, а также других витаминов группы В. Эта причина ухудшения памяти – самая частая, и связана она с питанием. Большинство работающих людей питается, «как придется» — не по принципу полезности, а по другому принципу – чтобы было быстро, сытно и вкусно.
Описывать вред от фаст-фуда мы сейчас не будем – об этом сказано много, но напомним, какие продукты должны присутствовать в рационе постоянно. К счастью, таких продуктов немало, и обеспечить клеткам головного мозга нормальную работу можно без проблем – конечно, и от многих вредных привычек придется отказаться. Но здоровье важнее, не так ли?
Например, обычные яблоки, если есть их регулярно, помогут избавиться от недостатка железа и защитят клетки мозга от «нападений» свободных радикалов: содержащиеся в яблоках вещества помогают организму вырабатывать больше нейромедиаторов, необходимых для восстановления памяти, а также препятствуют накоплению холестерина в крови. Известно, что именно при избытке холестерина в сосудах образуются отложения и бляшки – кровоснабжение мозга ухудшается, и память ослабевает.
Полиненасыщенные жирные кислоты – это то, без чего нормальная деятельность мозговых клеток просто невозможна. Они есть в жирной морской рыбе, причем дорогую рыбу покупать не надо – подойдет обычная сельдь; в растительных маслах первого отжима, свежих орехах и семечках, листовых овощах, пророщенной пшенице. Среди листовых овощей своей полезностью выделяется шпинат – жаль, что у нас это растение не слишком популярно. Употребление шпината улучшает работу мозга и увеличивает устойчивость его сосудов к повреждениям.
Фото: память ухудшается
Необходимы и углеводы – не простые, которыми богаты белый хлеб и сладости, а сложные, из которых мозг будет получать питательные вещества – это крупы, бобовые и зерновые, овощи и несладкие фрукты, макароны из твердой пшеницы и печеный картофель. Хочется отметить и такой продукт, как топинамбур – он богат антиоксидантами, углеводами и витаминами группы В. Если вырастить и приготовить его правильно, блюда из него будут очень приятными на вкус.
Интересны также продукты из конопли – например, масло и конопляная каша. Сейчас о ценности этого растения, незаслуженно ставшего «притчей во языцех», начинают постепенно вспоминать: медики прошлого лечили коноплей множество болезней, в том числе эпилепсию, мигрени, рассеянный склероз, депрессию и расстройства сна. Конопляное масло можно купить в аптеке или магазине здорового питания, и добавлять его в блюда, как и любое другое.
Из приправ стоит выбрать розмарин и шалфей: первый снижает утомляемость мозга и улучшает способность к запоминанию, а второй восстанавливает в мозге баланс нужных химических веществ. Помогут и аромамасла, полученные из этих растений.
Из напитков самым простым выбором будут натуральный зеленый и черный чай в разумных количествах, и обычная негазированная вода – минеральная, родниковая, артезианская – в общем, чистая. Ведь в тканях мозга около 80% воды, а его обезвоживание приводит к неспособности хранить и воспроизводить информацию.
Специалисты отметили, что у людей, жалующихся на плохую память, почти всегда нарушена концентрация внимания. Любая информация или событие воспринимаются как бы вскользь, и изменить это восприятие нелегко.
Здесь отлично помогает постоянная тренировка памяти и внимания. К примеру, в книгах американского нейробиолога Л. Катца приводятся необычные методы, активизирующие эти процессы: они «вынуждают» разные отделы мозга действовать и создавать новые нейронные связи.
Простейшие упражнения: учиться ходить по квартире с закрытыми глазами, причесываться и чистить зубы левой рукой (для левшей – правой), освоить систему чтения по Брайлю, начать учить новый язык и т.д.
И всегда помните, что от любых проблем и неприятностей в любых ситуациях нас лучше всего защищают здоровый образ жизни и позитивное мышление.
Автор: Гатаулина Галина
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: память ухудшается, что делать если память худшается
Вернуться в начало раздела Здоровое тело
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье
Многим из нас так знакома ситуация, когда мы начинаем сетовать, что стала плохая память. Слово, телефонный номер, день рождения друга или нужный адрес – все это вертится на языке, но никак не вспоминается в нужный момент. А через пару дней всплывает в памяти, когда в этом уже нет необходимости. И у вас такое бывает? Почему ухудшается способность запоминать и что с этим делать? Женский клуб «Кому за 30» попытается ответить на эти вопросы.
Сегодня мы не будем затрагивать ситуации, когда ухудшение памяти становится последствием черепно-мозговой травмы, опухоли мозга, старения или болезни Альцгеймера. Все эти пункты требуют срочного обращения к психотерапевту или неврологу.
Нас интересуют нарушения памяти, которые могут случайно нахлынуть на любого здорового человека. Когда упорно пытаешься вспомнить какую-либо деталь или название, но нужное слово никак не приходит в голову. Словно память ищет ту самую полку с нужной книгой, но не находит ее в самый ответственный момент.
Что делать, если память стала хуже? Та, что всегда выручала нас в школе и институте, когда случайно увиденное или услышанное бывало как нельзя кстати.
Читайте об этом подробнее прямо сейчас на сайте komy-za30.ru.
Большинство проблем с памятью связано с образом жизни человека:
Частые стрессовые ситуации, тревожность и депрессивное настроение. Мысли человека ограничиваются лишь восприятием тревожной ситуации. Соответственно, память не может развиваться дальше тех рамок, в которые она загнана. Более того, человек, заметив однажды, что память стала очень плохая, начинает нервничать еще сильнее, тем самым усугубляя свое положение. Пагубные привычки, прием антидепрессантов. Алкоголь, курение и средства от депрессии замедляют мыслительные процессы, и человек воспринимает лишь малую долю окружающей его информации. Парализуется визуальная и вербальная память. Дефицит витаминов группы В, фолиевой кислоты, йода. Полноценное и здоровое питание восполняет запасы веществ, необходимых для нормальной работы головного мозга. Информационная перегрузка. Большое количество всевозможной информации приводит к тому, что мозг перегружается и переключается на поверхностное восприятие. Важно уметь концентрироваться на одном конкретном источнике информации. Недостаток сна и хроническая усталость. Здоровый сон, физическая и умственная нагрузка в меру — формула, позволяющая памяти на метаболическом уровне работать без перебоев. Суетливость и спешка. Когда мы делаем несколько дел одновременно, мозг автоматически отключает визуальное и эмоциональное восприятие. Память переходит в режим «спячки», а нам в подарок достается рассеянность и невнимательность.
На то, почему память становится хуже, могут повлиять и другие факторы:
Сердечная и дыхательная недостаточность. Повышенный сахар в крови. Нарушения в работе щитовидной железы. Воспалительный процесс в печени.
Сразу же бежать в аптеку за дорогими лекарствами, способными быстро восстановить память, не нужно. Память нуждается в первую очередь в тренировке. Освоив некоторые простые методы улучшения запоминания, можно со временем вернуть памяти остроту.
Чаще пользуйтесь ассоциативной и эмоциональной памятью. Связывайте действие с предметом или образом, который может вам об этом действии напомнить. Стала плохая память и внимательность? Переведите некоторые автоматические действия на осознанный уровень. Фиксируйте свое внимание на таких мелочах, как запирание квартиры на ключ, выключение газовой плиты и бытовой техники. Вскоре вы перестанете впадать в панику, безуспешно пытаясь вспомнить на работе, а выключен ли утюг? Тренируйте и визуальную память. Запланируйте свой день в блокноте, расписав все до мелочей. Пытайтесь из всего действия выделять определенный и особенно важный момент. Так память научится концентрироваться на чем-то одном – конкретном, оставляя в стороне ненужное. Старайтесь сделать свои будни более яркими, не боясь выражать свои эмоции открыто. Память в этом случае сохранит наиболее позитивные моменты. Больше читайте, решайте головоломки, ребусы, сканворды. Можно разложить перед собой несколько предметов, запомнить их, потом закрыть и пытаться их назвать их. Добирайтесь до работы разными маршрутами, стараясь запоминать названия остановок.
Кроме всего прочего, если стала плохая память, не лишним будет попробовать воспользоваться некоторыми народными советами:
Больше употребляйте в пищу хрен. Это отличное средство для восстановления памяти. Улучшают память отвары из коры рябины и корней девясила. Пейте чаще свежевыжатый сок моркови и свеклы, а также сок из ягод черники. Остроту памяти может вернуть настой из сосновых почек. Ускоряет мыслительные процессы луговой клевер. Соцветия необходимо заваривать вместо обычного чая. Вещества, содержащиеся в кураге, бананах, грецких орехах, печеных яблоках и картофеле, стимулируют работу клеточных мембран нейронов.
И напоследок. Возможно, причина, из-за которой память стала плохая, кроется в том, что мы просто не умеем ею пользоваться? Любой человек может научиться грамотно использовать свои способности к запоминанию. Стоит эти навыки освоить и можно до глубокой старости блистать остротой своей памяти!
Здравствуйте, дорогие друзья! Последнее время нередко слышу, как разные люди жалуются на плохую память, потому предлагаю сегодня поговорить о проблемах с памятью, тем более, что забывчивость и рассеянность время от времени посещает каждого из нас.
Уверена, что не найдется ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не забыл что-нибудь, будь то взять ключи от дома или купить нужные продукты в супермаркете. А сколько раз вы шарили глазами вокруг в поисках предмета, который на самом деле лежал на видном месте? Казалось бы, это все мелочи, недостойные внимания, однако в некоторых ситуациях ухудшение памяти может предупредить о начинающихся проблемах со здоровьем.
Самые простые причины плохой памяти, от которых легко избавиться, – весенний авитаминоз и усталость от недосыпа. Попринимали витаминный комплекс, хорошенько выспались и память заметно улучшается. Гораздо опаснее, когда этот симптом говорит о таких серьезных заболеваниях, как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз или даже опухоль мозга. Конечно же, плохая память – это не единственный симптом подобных заболеваний, все симптомы нужно рассматривать в совокупности. Определив проблему, гораздо проще предпринимать меры профилактики. Итак:
Стрессы и авитаминоз. Вместе с рассеянностью вы испытываете ощущение постоянной усталости, у вас снижается работоспособность и появляются проблемы со сном, ухудшается зрение, волосы становятся сухими, а кожа – проблемной. Все эти симптомы говорят о недостатке витаминов либо стрессе. В данном случае память ухудшается незначительно вследствие повышенных нагрузок либо авитаминоза.
Возможно, вы удивитесь, даже увлечение диетами способно ухудшить память! Несбалансированная диета приводит к нарушению поступления в организм полезных веществ, в особенности это касается углеводов. Именно дефицит углеводов приводит к проблемам с памятью.
Что делать? Если вы испытываете повышенные нагрузки, следите за тем, чтобы ваше питание было правильным, а отдых – полноценным. Сделайте паузу в делах и начните заниматься своим здоровьем. Совершите такой себе разгрузочный день – умственно и физически, поменяйте обстановку.
Принимайте витамины, особенно важно это делать весной и во время повышенной умственной нагрузки. Для работы мозга очень важны витамины В6 и В12, а также Е и С. Сюда же стоит добавить фолиевую кислоту (витамин В9), никотиновую кислоту (витамин В3 или РР) и железо. Отличным решением будет прием комплекса, содержащего все эти вещества в нужной пропорции.
К причинам ухудшения памяти можно отнести и травмы. Практически во всех случаях черепно-мозговых травм появляются проблемы с памятью. Причем человек может забыть не только момент, когда и как произошла травма, но и все, что ей предшествовало, а также события после нее. Помимо такой амнезии возможно появление галлюцинаций, а также воспоминаний, которые создаются самим человеком. То есть, человек вспоминает события и поступки, которых на самом деле не было. Отдельно стоит упомянуть и то, что ухудшение памяти происходит у всех, кто злоупотребляет алкоголем, сигаретами и наркотиками, а также увлекается лекарствами (в особенности это касается седативных препаратов и транквилизаторов). Нарушение кровообращения. Если к вашей забывчивости присоединяются боль в глазах, отечность ног, частые головные боли, ощущение онемения в конечностях, головокружение и тошнота, значит, у вас возникли проблемы с кровообращением. Мозг в недостаточном количестве получает кислород, что приводит к ухудшению работы сосудов и органов, некоторые их участки могут просто перестать функционировать. Наиболее опасные изменения происходят при инсульте.
Что делать? Если у вас присутствует сразу несколько из описанных симптомов, настало время пойти на консультацию к таким врачам, как невролог и кардиолог. В случае если все не так серьезно, вы способны самостоятельно улучшить свое кровообращение, добавив в рацион питания овощи и злаки (они богаты на клетчатку), увеличив физическую нагрузку (особенно хороши плавание и прогулки на свежем воздухе, также отличной привычкой будет ежедневная утренняя гимнастика), вам также в помощь витамины С и Е и регулярный массаж.
Проблемы со щитовидной железой. Нередко при заболеваниях щитовидной железы к рассеянности и плохой памяти добавляются сонливость, ощущение постоянной усталости и слабости мышц, отечность, а также постоянные перемены в настроении от раздражительности до депрессии. Ко всему этому могут начать выпадать волосы и редеть брови, ногти становятся ломкими, а кожа бледной и сухой. И в довесок о неправильной работе щитовидной железы вам может подсказать потеря аппетита при появившихся лишних килограммах.
Наиболее часто гормональные проблемы возникают у женщин после 50-ти лет. Не стоит беззаботно относиться к эндокринным болезням и пускать их на самотек, они способны вызвать серьезный сбой в функционировании всего организма.
Что делать? Профилактировать сбой гормональной системы достаточно трудно, однако лечить подобные проблемы необходимо, будь то переизбыток выработки гормонов либо, наоборот, снижение. Прежде всего подкорректируйте свое питание и больше внимания уделите продуктам, содержащим йод: морепродуктам (рыбе и морской капусте), орехам, хурме, твердому сыру, молочным продуктам. И если у вас возникло подозрение на сбои в работе щитовидной железы, необходимо обратиться к такому специалисту, как эндокринолог. Лечение, которое вам будет порекомендовано, будет зависеть от характера конкретно взятой проблемы.
Рассеянный склероз – это заболевание является более серьезной проблемой, при которой присутствует симптом ухудшения памяти. На начальной стадии болезни имеют место эмоциональные проблемы, к которым относятся апатия и депрессия. Остальные симптомы склероза: проблемы со зрением (начинает двоиться в глазах, появляется помутнение или теряется цветность), в ночное время появляются судороги, возникают проблемы с координацией движений (теряется равновесие, почерк меняется, начинает кружиться голова), нередки проблемы с мочеиспусканием, нарушается чувствительность (появляются «мурашки» по коже или ощущение «ватных» ног, кожу стягивает, на ней появляется зуд либо жжение, возможно ощущение покалывания и онемения).
Проблема в том, что когда заболевание находится на ранней стадии, симптомы не будут явными и их можно принять за проявление других заболеваний. В добавок к этому такие признаки «мерцающие» — то исчезают, то вновь появляются.
В обиходе нередко склероз ассоциируется с простой забывчивостью, однако это заболевание гораздо серьезнее. Оно приводит к отмиранию нервов, в организме происходят серьезные изменения, которые способны привести к инвалидности.
Что делать? Важно заметить проблему, пока она находится на ранних стадиях, что не даст ей прогрессировать. Стоит внимательнее отнестись к появлению описанных симптомов, особенно если им предшествовало ухудшение памяти. Своевременное обращение к неврологу поможет остановить прогрессирование заболевания.
Возрастные изменения. Люди в возрасте нередко жалуются на потерю краткосрочной памяти: они прекрасно помнят события, произошедшие много лет назад, но забывают, то, что только что услышали. Помимо этого признака существуют и другие симптомы, свойственные людям в возрасте, а также больным, имеющим диагноз болезнь Паркинсона или Альцгеймера: апатичность, ощущение вялости, человек становится импульсивным, требовательным, придирчивым и эгоистичным, у него сужается круг интересов и отсутствует самокритика, теряется ориентация в окружающем пространстве и времени, утрачивается способность к самообслуживанию, человек воспринимает себя маленьким ребенком.
Как вы понимаете, если не заниматься лечением данного заболевания, человек способен потерять ощущение реальности и стать совершенно беспомощным.
Что делать? В ваших интересах сделать все, чтобы предотвратить возрастные ухудшения памяти и старческое слабоумие. Необходимо тренировать свой мозг, все время познавайте и осваивайте что-то новое: начните изучать какой-нибудь иностранный язык, считайте в уме, разгадывайте кроссворды, складывайте пазлы или решайте головоломки.
Тренируйте свою память. Помимо тех действий, которые я вам уже порекомендовала, можете попробовать на выбор то, что также поможет улучшить и укрепить вашу память:
проделывать привычные для вас действия только с закрытыми глазами, или, если вы правша, попробуйте все делать левой рукой, хотя бы простые действия: расчесывать волосы, чистить зубы; начните интересоваться тем, чем раньше не интересовались — читайте статьи на новые для вас темы; займитесь рукоделием либо освойте его новый вид; при работе за компьютером научитесь набирать текст «вслепую» и десятью пальцами; посещайте новые места, знакомьтесь с новыми людьми.
Если вы отмечаете ухудшение памяти, это является тревожным симптомом, не отмахивайтесь от него. Стоит обратиться к специалисту, чтобы на ранних стадиях обнаружить начинающиеся проблемы. В таком случае вы сможете на долгие годы не только сохранить хорошую память, но и свое здоровье.
Будьте здоровы!
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
Недостаток витаминов, анемии; Астению; Частые вирусные инфекции; Черепно-мозговые травмы; Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает); Плохое зрение; Опухоли головного мозга; Психическое расстройство; Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств; Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела; Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения; Атеросклероз; Артериальная гипертензия; Дисциркуляторная энцефалопатия; Остеохондроз шейного отдела позвоночника; Вертебро-базилярная недостаточность; Черепно-мозговые травмы; Метаболические нарушения; Гормональный дисбаланс; Опухоли ГМ; Болезнь Альцгеймера; Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Феноменальная память или психическое расстройство?
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия); При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства); В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
Повышенная утомляемость. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение. Головные боли. Метеозависимость. Сонливость днем и бессонница ночью. Перепады АД, нарушения сердечного ритма. Приливы и другие вегетативные нарушения. Хроническая усталость, слабость.
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
Артериальная гипертензия. Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ). Атеросклеротический процесс. Начальная стадия шизофрении.
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз); Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось; Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал; Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня); Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях. Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова). Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах. Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают. Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте); Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога); Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают; Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм); Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей; Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений? Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.