Последние годы жизни пушкина


Последние годы жизни были крайне непростыми в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Над поэтом довлела немилость царского двора, материальное положение тоже оставляло желать лучшего. Желая унизить признанного поэта, Николай 1 произвел Пушкина в камер-юнкеры в конце 1933 года. Такое звание присваивалось обычно молодым дворянам. В ответ Пушкин подал прошение об отставке с тем, чтобы уехать в свое имение. Он хотел заниматься исключительно литературным творчеством. Но получил ответ, что если он уйдет со службы, то утратит доступ к архивам.

Этого поэт, много и плодотворно работавший над историческими темами, допустить не мог. В тот период он создал «Историю Пугачева», работал над историей Петра. Поэтому Пушкин решил смириться и отозвал свое прошение об отставке.

Пушкин интересовался историей Франции, феодальными отношениями, и в частности, французскими революциями. Он уже сделал первые наброски «Сцен из рыцарских времен», составил план повести «Мария Шонинг».

В 1833-36-м годах Пушкин написал следующие произведения: Поэмы « Анджело» и «Медный всадник», повести «Дубровский», «Капитанская дочка», «Египетские ночи» и «Пиковая дама», целый ряд стихотворений.

Сначала 1836 года Пушкин начал издавать журнал «Современник», доходом с которого он рассчитывал покрыть свои долги. В журнале, кроме самого Пушкина издавались Н.В. Гоголь, А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский. Но успехом у читателей журнал не пользовался при тираже 5 тысяч экземпляров, он имел всего 600 постоянных подписчиков.


Несмотря на все трудности и преграды, которые возникали перед Пушкиным в лице издателей и цензоров, Александр Сергеевич много работал, вынашивал идеи и планы своего дальнейшего творчества. Он задумал «Роман на Кавказских водах», размышлял над большим психологическим романом с элементами авантюры, в котором предполагал показать всю Россию – от декаристов, до лесных разбойников, планировал написать произведение о Христе.

В этот же период в России появился некий Дантес, вынужденный покинуть родину из-за своих политических взглядов. Этот человек умел втираться в доверие к людям, влюблять в себя женщин. И очень скоро приобрел в Петербурге влиятельных покровителей. С Натальей Николаевной Пушкиной он познакомился на балу в Анничковом дворце. И тут же по Петербургу поползли грязные сплетни о его отношениях с женой известного поэта. Пушкин не мог стерпеть ни сплетен, ни пасквиля, разосланного его друзьям. Он вызвал Дантеса на дуэль. Тот не на шутку испугался, и чтобы как-то погасить гнев поэта, сделал предложение Екатерине Николаевне, которая, как свидетельствует молва, была влюблена в него. Свадьба состоялась, но слухи вокруг Натальи Николаевны и Дантеса не утихли. Напротив, они обрастали все новыми грязными подробностями.

Взбешенный Пушкин написал оскорбительное письмо барону Геккерну, по официальным документам — приемному отцу Дантеса, а по слухам, его любовнику. В своем письме он в резкой форме отказывал от дома барону и Дантесу. На что барон ответил, что вызов на дуэль остается в силе, и что Дантес принимает его.

Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Существует неподтвержденная версия, точнее, уже в наше время проводилась трассологическая экспертиза, доказывавшая, что поэта убил не Дантес, что пуля прилетела со стороны. Эта версия имеет право на существование, если вспомнить, что Дантес боялся дуэли. Нельзя исключать вероятности, что Дантес мог сговориться с Геккерном. С другой стороны, царское правительство и охранка опасались влияния Пушкина на умы людей. Как знать. Есть версия, что пуля могла быть послана одним из ищеек Беккендорфа. Впрочем, это маловероятно.

Назад

Биография Пушкина. Последний период жизни Пушкина

1833-34 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х гг.; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Лишь немногие, в том числе Н. В. Гоголь, понимают их значение. Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором Пушкина, цензура постепенно становится многослойной. Рождение детей, светские обязанности требуют больших расходов; займы из государственной казны ставят Пушкина в унизительную зависимость от властей. На просьбы об отставке и о разрешении уехать на время в деревню для поправки имущественных дел царь отвечает угрозой опалы и запрещения доступа в архивы. В конце 1833 Александру Сергеевичу Пушкину присваивают чин камер-юнкера, оскорбительный для его возраста и общественного положения и закрепляющий за поэтом статус мелкого придворного. Вскоре Пушкин обнаруживает, что перлюстрируются его письма. Его репутация вольнодумца и презрение к «новому дворянству» вызывают враждебное отношение к нему высшего света и бюрократической знати, а независимость воззрений, неприятие Пушкиным дешёвого фрондёрства навлекают на него нападки либералов. С начала 30-х гг. его травит реакционная пресса во главе с Ф. В. Булгариным.

В этот трагический период в центре внимания Александра Сергеевича Пушкина по-прежнему исторические судьбы и современные проблемы страны, народа и общества, пути национальной культуры, философское осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для «Истории Петра», размышляет над историей Великой французской революции, историей русской литературы, изучает шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», стремится влиять на самосознание общества, неоднократно в различных формах напоминает об участи сосланных декабристов. В 1836 он начинает издавать журнал «Современник», продолживший на новом этапе традиции прогрессивной русской журналистики, собирает вокруг него лучшие литературные силы, публикует ряд собственных критических и публицистических произведений, отстаивая в условиях реакции передовую общественную и нравственную роль литературы, борясь с отжившими и реакционными эстетическими воззрениями и охранительной прессой. Художественное творчество Александра Сергеевича Пушкина в последние годы идёт в известной мере на убыль, уступая место критической, публицистической, теоретической, исторической работе; поэзия вытесняется прозой: Пушкин пишет философскую повесть «Египетские ночи» (1835), где тема истории смыкается с вопросом о сущности поэтического творчества; возникает ряд замыслов и планов прозаических произведений, а также набросков, многие из которых (например, «Мы проводили вечер на даче», «Цезарь путешествовал…») замечательны своей внутренней завершённостью, глубиной, лаконизмом, предвосхищением будущего русской прозы. Пушкин заканчивает «Капитанскую дочку» (1836), где постановка вопросов русской народной, исторической и государственной жизни сочетается с исследованием нравственной проблемы человеческого поведения в сложных исторических обстоятельствах, философские проблемы судьбы. Связь судьбы с жизненным поведением — тема философского гротеска «Сказка о золотом петушке», последней сказки Пушкина, единственного поэтического плода третьей «болдинской осени» (1834).


Последние годы жизни Александра Сергеевича Пушкина

Стихи последних лет — медитативная лирика нового рода: её интонация повествовательна, философские раздумья лишены поэтических «украшений». Нарастают мотивы глубокой грусти, одиночества непонятого людьми человека, жажда «покоя и воли», мысли о смерти («Пора, мой друг, пора!…», 1834, «Полководец», «Странник», 1835, «Из Пиндемонти», «Когда за городом…», 1836). Однако и в этот период нет места пессимизму и эгоистическому унынию; в стихотворении «… Вновь я посетил» (1835), в философском цикле лирики 1836 (перекликающемся некоторыми внутренними темами с «Подражаниями Корану» и завершающемся пророческим стихотворением «Я памятник себе воздвиг…» — поэтическим кредо и завещанием Пушкина) господствует тон мужественной трезвости, требовательности к себе, величавого раздумья, поднимающегося над невзгодами жизни и устремленного к высшему смыслу бытия.

Смерть Пушкина. Дата смерти Пушкина. Подробности смерти Пушкина

В ноябре 1836 Пушкин и некоторые его знакомые получают по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Александра Сергеевича Пушкина и его самого. В результате обдуманной и коварной светской интриги между Пушкиным и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом, 27 января (8 февраля) 1837 в предместье Петербурга, на Чёрной речке, происходит дуэль. Пушкин получает ранение в живот и, стоически перенося в течение двух суток тяжелейшие мучения, умирает. Его квартиру на набережной р. Мойки посещают толпы людей самых разных сословий. В поэтических откликах М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова и др. находит выражение восприятие народом смерти Пушкина как национальной трагедии. Боясь «шума», правительство строго контролирует печать, объявленное место отпевания умышленно меняется, затем тело тайно, ночью, увозят и спешно хоронят в Святогорском монастыре (ныне поселок Пушкинские Горы Псковской области).

Вернуться к календарю Праздников

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *