Симптомы рассеянность забывчивость


Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:


Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

функционального вида; поэтического вида; минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.


Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания). Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

На фоне возникновении физической и умственной усталости. При хроническом недосыпании, бессоннице. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность; разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия; заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера; различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия; появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии; проблемы со сном, состояние бессонницы; состояние гипоксии; факторы генетического типа; если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет; если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах; медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты; если имеется повышенное влечение к сладостям; проблемы с углеводным обменом; возникновение аллергических проявлений на еду; если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния; если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты; часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца; ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании; у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него; часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки; постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость; возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания; медлительность; пребывает в постоянной мечтательности; не слушает инструкции; может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина; генетические анализы; проведение УЗИ сосудов головы с допплером; электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП); проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

приемы по коррекции поведения; психотерапевтические методы; нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма; ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур; ингаляционные процедуры 5-10; УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур; курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать; контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера; стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух; желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.

Основные причины появления забывчивости у людей

Частые стрессы. Мозг во время стресса достаточно сильно перегружается, а наша нервная система слишком быстро теряет минералы и витамины. Организму не хватает жидкости. В таком случае работа мозга значительно ухудшится, поэтому иногда вместе чашечки кофе или чая лучше выпить стакан чистой воды. Частые диеты для похудания могут стать причиной появления забывчивости. Люди, которые «сидят» на диетах, резко и быстро уменьшают количество углеводов и жиров в организме, следовательно, мозг будет находиться в шоковом состоянии. Курение и алкоголь провоцируют развитие забывчивости. Они могут вызвать спазмы сосудов, травят мозг, снижают скорость восприятия, замедляют процессы мышления. Другие причины развития забывчивости: синдром хронической усталости, хронические интоксикации, опухоли, черепно-мозговые травмы, атеросклероз сосудов головного мозга, воспаление и инфекции.

Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:

скука; невозможность длительно сосредоточиться на предмете или теме; расслабленность и бессилие; незаинтересованность; безразличие; не хватает концентрации в мыслях и ощущениях.

Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:

Внешние факторы — болезнь или переутомление. Внутренние факторы — поражение мозга, необходимость клинического лечения.

Забывчивость и рассеянность — лечения и методы улучшения памяти

Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:

Не перегружайте мозг, делайте на несколько минут паузы. Следите за ходом мыслей, направляйте их в одно русло. Останавливайте суетливость в голове. Выполняйте физические упражнения для тела. Любые движения насыщают мозг кислородом, физически упражнения — отличное средство для борьбы со стрессом. Одновременно нужно заниматься только одним делом. Развивайте наблюдательность, смотрите на других людей, на окружающий мир. Тренируйте внимательность. Учитесь концентрироваться только на одном процессе, так вы сможете запомнить больше и сосредоточиться в нужный момент. В любой нервной ситуации — беспокойстве, стрессе, спешке необходимо сознательно говорить «стоп», сегодня не время для паники, успокойте свой разум и вы обязательно найдете выход.

Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.

Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.

Отказ от жиров

Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.

В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.

Витамин В

В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.

Забывчивость. Как с ней бороться? — видео

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

Недостаток витаминов, анемии; Астению; Частые вирусные инфекции; Черепно-мозговые травмы; Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает); Плохое зрение; Опухоли головного мозга; Психическое расстройство; Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств; Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела; Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения; Атеросклероз; Артериальная гипертензия; Дисциркуляторная энцефалопатия; Остеохондроз шейного отдела позвоночника; Вертебро-базилярная недостаточность; Черепно-мозговые травмы; Метаболические нарушения; Гормональный дисбаланс; Опухоли ГМ; Болезнь Альцгеймера; Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия); При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства); В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

Повышенная утомляемость. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение. Головные боли. Метеозависимость. Сонливость днем и бессонница ночью. Перепады АД, нарушения сердечного ритма. Приливы и другие вегетативные нарушения. Хроническая усталость, слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

Артериальная гипертензия. Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ). Атеросклеротический процесс. Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз); Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось; Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал; Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня); Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях. Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова). Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах. Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают. Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте); Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога); Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают; Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм); Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей; Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений? Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении  задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста

Шаг 1: оплатите консультацию с помощью формы → Шаг 2: после оплаты задайте свой вопрос в форму ниже ↓ Шаг 3: Вы можете дополнительно отблагодарить специалиста еще одним платежом на произвольную сумму ↑

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *